Плотникова Наталья Николаевна
Практические рекомендации по сочинению танцевальной композиции.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЧИНЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ. ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС СОЧИНЕНИЯ ТАНЦА.» ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.
ВСТУПЛЕНИЕ. Танец — вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Художественная сущность танца состоит в том, что содержание музыкального произведения раскрывается через пластику, через выразительные движения и позы человеческого тела. Танец — это гармоничное единство музыки, драматургии и хореографии. Сочинение танца — это многогранный процесс, требующий от хореографа определенных знаний и навыков. Для того чтобы грамотно сочинять даже самые простые танцевальные композиции, необходимо владеть не только грамотой танца, но и хорошо разбираться в музыке, уметь анализировать музыкальное произведение, драматургически выстраивать линию развития танца, исходя из особенностей музыкального материала.
Искусство сочинения танца представляет собой целостную систему профессиональных навыков.
Основные этапы, на которые делится процесс сочинения танцевальной композиции:
1. Выбор музыкального произведения.
2. Анализ и разбор музыкального произведения: определение формы, анализ средств музыкальной выразительности, анализ образного и смыслового содержания музыки.
3. Выстраивание драматургического решения танца, если танец предполагается сюжетный, либо выстраивание общего рисунка танца.
4. Определение стиля музыкального произведения и, соответственно, стиля хореографии.
5. Подбор и сочинение движений танца.
ЭТАПЫ СОЧИНЕНИЯ ТАНЦА.
1. К сочинению танца балетмейстера побуждает музыка. Самый первый этап — это поиск, выбор и многократное прослушивание музыкального произведения.
Музыка при сочинении танца является определяющей. Выбирать музыкальное произведение для танцевальной композиции необходимо с учетом возраста детей, их уровня подготовки, эмоциональных и артистических данных. К подбору музыки для детей дошкольного и младшего школьного возраста нужно подходить особенно внимательно. Музыкальное произведение должно быть простым и вместе с тем интересным, понятным и доступном детям. Музыка, выбранная для танца для детей дошкольного и младшего школьного возраста, должна отвечать определенным требованиям.1. Это должно быть законченное музыкальное произведение, имеющее вступление и заключение или четкое окончание. 2.Части произведения должны быть контрастными по звучанию с четким ясным началом и окончанием каждой фразы.3. Сильная доля каждого такта должна быть хорошо слышна. 4.Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
2. Далее необходимо проделать аналитическую работу с выбранным музыкальным произведением: - Проанализировать и определить форму музыкального произведения. - Исследовать средства музыкальной выразительности. - Сделать анализ образного, смыслового содержания музыкального произведения. Важно понять, что это за произведение (его характер, настроение), какой в нем раскрывается музыкальный образ. Характер и настроение танца должны соответствовать характеру и настроению музыки. Хореографическое решение должно соответствовать музыкальному образу. То есть движения должны быть подобраны так, чтобы они полностью раскрывали замысел композитора.
Дети старшего дошкольного, а тем более младшего школьного возраста, легко различают не только первичные жанры музыки (песня, танец, марш), но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Они воспринимают форму произведения, чувствуют смену характера музыки, динамику развития музыкального образа, выделяют средства музыкальной выразительности. Поэтому очень важно, чтобы танцевальные движения абсолютно точно передавали характер музыки, помогая детям ее прочувствовать и понять. Тело должно танцевать музыку. Только сливаясь с музыкой, можно достичь истиной гармонии. Движение и музыка должны быть едины. Это важно донести до детей. Гармоничный, раскрывающий характер музыки танец или отдельное упражнение, детям будет легко запомнить и исполнить. Занятия танцем также должны развивать творческие способности: воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои движения под музыку. На занятиях хореографией важно учить детей не только красиво и пластично двигаться, развивать существующие и прививать новые двигательные навыки, но и учить их думать. Ребенок в танце должен четко и ясно осознавать, что происходит с ним, и что происходит вокруг него. Очень важно, чтобы на занятиях танцем дети учились осознанно управлять своим телом и согласовывать свои движения с музыкой. Детей – учеников хореографической студии – можно и нужно широко вовлекать в процесс сочинения танца. После того, как музыкальное произведение выбрано, необходимо сначала прослушать его на занятии вместе с детьми и обсудить. Если предполагается сочинить образный танец, можно предложить ребятам подумать, что каждый из них под данную музыку себе представляет, попросить нарисовать придуманный образ или придумать короткий рассказ, о том, что может происходить под эту музыку. Нужно определить характер и настроение музыки вместе с детьми. Далее, предложить детям свободно подвигаться, почувствовать музыку телом, а потом всем вместе найденные ими движения обсудить, почему они двигались так, а не иначе, подходят придуманные ими движения к музыке или нет.
После обсуждения образа, характера, настроения музыки можно приступать непосредственно к разбору самого музыкального произведения.
Форма музыкального произведения.
Как сказано в статье Н.Ю. Громовой, музыкальное произведение представляет собой нечто целое и в то же время, подобно литературному произведению, подразделяется на части. Соотношение и связь частей целого образует музыкальную форму. «Для того чтобы определить части этой формы, надо проделать следующий анализ: 1. Определить границы отдельных музыкальных построений. 2. Выявить повторения музыкального материала. 3. Рассмотреть местоположение этих повторений в анализируемом произведении. 4. Определить эпизоды, содержащие контрастный материал. 5. Распределить эти эпизоды по всему произведению. 6. Произвести структурный анализ каждого раздела музыкальной формы: определить из скольких и каких музыкальных периодов состоит тот или иной раздел, какие музыкальные предложения, фразы и мотивы составляют тот или иной период. 7. Написать на основе этих исследований формулу, отражающую строение музыкальной формы. Форма музыкального произведения — это ключ к решению танцевальной композиции. Танец по своей форме обязательно должен соответствовать форме музыкального произведения. То есть, если произведение имеет 2-ухчастную форму (А В), то и танец должен иметь 2-ухчастную форму (А В), если произведение имеет 3-ехчастную форму (А В А), то и танец должен иметь 3-ехчастную форму (А В А). Танец, соответствующий форме музыкального произведения, грамотен, закончен и гармоничен. Наилучшим вариантом для массового танца (польки, вальса или народной пляски) является 3-ехчастная форма: 1-ая и 3-тья части (соответственно музыкальному произведению) одинаковы, 2-ая, отличная от них, является кульминацией танца. (Третья часть может некоторыми нюансами отличаться от 1-ой). Такой вариант детям легче запомнить, кроме того, он красиво смотрится.
Дошкольники, а тем более дети младшего школьного возраста, чувствуют и способны различать одно-, двух - и трехчастную форму музыкального произведения. Вместе с ребятами на занятии необходимо определить, какие части в музыкальном произведении одинаковые, а какие разные, сколько раз одинаковые части повторяются в произведении.
Грамотно поставленный танец будет легко запоминаться и способствовать лучшему пониманию детьми формы музыкального произведения.
Хореографическое решение танцевальной композиции зависит как от формы музыкального произведения, так и от средств музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности. Определив форму музыкального произведения, следует проделать подробный анализ средств музыкальной выразительности в каждом из ее разделов.
Лад. В музыке между звуками существует определенный порядок, определенная система. Лад – взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. При анализе музыкального произведения необходимо выявить главенствующую ладовую окраску. Дети способны хорошо чувствовать настроение музыки. Первое, что стоит определить с детьми, мажорный или минорный характер имеет музыка.
Мелодия. Мелодия – главное из средств музыкальной выразительности. Мелодия – это основа музыкального построения. Мелодия – это то, что мы можем напеть. При анализе музыкального произведения важно сделать анализ строения мелодической линии музыкального материала. «Необходимо проанализировать основные направления движения мелодической линии, выявить мелодические вершины и кульминации. Движение мелодической линии всегда имеет свой рисунок, который представляет собой совокупность мелодии вверх, вниз и на месте. Рисунок танца должен логично следовать за мелодическим рисунком. Повторность или опевание звука диктует незначительное перемещение или движение на месте, восходящее движение в мелодии – продвижение вперед, нисходящее – назад» Во время проучивания композиции с детьми важно заострить их внимание на связи движения мелодической линии с движением танца. Музыкальные примеры. 1. Вальс из «Детского альбома» Чайковского. Период в по сравнению с периодом а в первой части А имеет энергичный характер. Он состоит из 2-ух одинаковых предложений. Каждое предложение состоит из 2-ух одинаковых фраз. Движение мелодической линии идет вверх, динамика звука по сравнению с первым периодом увеличивается. Это требует энергичных движений. На 1-ые 2 такта совершается бег вперед в центр круга с подъемом рук вверх, на 3-ий такт наклон корпуса вперед, на 4-тый – ровное положение. На 5-ый и 6-ой такты энергичный бег обратно на первоначальное место. На 7-ой и 8-ой такты – энергичное широкое скрещивание рук через стороны.
Ритм. Ритм – чередование и соотношение длительностей звуков и акцентов. Без ритма невозможна ни одна мелодия. Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Сочинителю необходимо уметь читать, запоминать и воспроизводить ритмический рисунок, от которого зависит танцевальное решение. Определенный ритмический рисунок требует определенного сочетания подходящих движений, меняется рисунок в музыкальном фрагменте — меняется и танцевальная комбинация. Музыкальные примеры. 1.Композиция «Веселые дети», лит. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой (движение – Т.Ломова). (Музыкальный размер 2/4). 2-ая часть композиции образует определенный ритмический рисунок, согласно которому подобраны и движения. 1-ый такт звучит в чуть более высоком регистре и спокойнее (выделены обе четверти – «и1», «и2») – дети исполняют приставной шаг назад, 2-ой звучит в более низком регистре (выделены 1-ая четверть – «и1» и две восьмые доли – «И», «2»), громче и живее – дети исполняют три быстрых притопа, 3-ий и 4-тый такты звучат также как 1-ый и 2-ой, следовательно, движения повторяются. 5-тый и 6-ой такты звучат как 2-ой и 4-тый – дети, стоя на месте, делают 3 хлопка. На 7-ой и 8-ой такты дети кружатся вокруг себя, мелко переступая. 2.Композиция «Хочу-не хочу», карельская народн. мелодия (движение – С.Руднева). Музыкальный размер 2/4. Вторая часть композиции контрастная по звучанию. Первые 4 такта имеют один ритмический рисунок, звучат более громко и исполняются в размеренном темпе. Причем, в первом такте ярко выделены 1-ая и 2-ая четверти («и1», «и2») – дети делают два скользящих хлопка, а во втором такте ярко выделены восьмые доли ( «и1», «И», «2») – дети исполняют 3 быстрых притопа. 3-ий и 4-тый такты такие же как 1-ый и 2-ой, соответственно, движения повторяются. Вторые 4 такта имеют другой ритмический рисунок, звучат тише, исполняются легко, более быстро, все доли звучат равномерно. Дети, взявшись за руки в паре, кружатся легкими подскоками. 3. Контрастные по звучанию, имеющие разный ритмический рисунок части в «Старинной польке». Перед тем как начать проучивать движения танца, необходимо определить и прохлопать ритмический рисунок каждой части вместе с детьми, а также добиться, чтобы они воспроизвели его самостоятельно, и только после этого учить движения.
Темп. В зависимости от ускорения или замедления темпа меняется и движение. Музыкальные примеры. 1. Композиция «Попляшем», русская нар. мел. «Барашеньки». Музыкальный размер 2/4. Вначале композиции темп спокойный, далее он ускоряется и к концу становится совсем быстрым. На первые спокойные 4 такта дети исполняют пружинящие приседания, на следующие спокойные 4 такта исполняют два 3-йных притопа, далее темп ускоряется – на эти 4 такта дети исполняют легкие прыжки, выбрасывая ноги вперед, на последние 4 такта темп становится еще более быстрым – дети кружатся вокруг себя мелкими шагами.
Динамика. Динамика – сила звука. С увеличением силы звука увеличивается амплитуда движения и наоборот. Музыкальные примеры. 1. Композиция «Веселые ладошки», «Старинная полька» в обр. Соковниной. Музыкальный размер 2/4. На первые 4 такта дети исполняют легкие приседания, на вторые 4 такта, которые звучат более громко по сравнению с первыми, дети активно выставляют ногу вперед на пятку. Регистр. Расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого называется диапазоном. Разные отрезки диапазона называются регистрами. Движение меняется в связи с изменением регистра (высокий, низкий). Музыкальные примеры. 1. Полька из «Детского альбома» Чайковского. Первые 16 тактов звучат высоко, остренько, задорно, легко, далее мелодия звучит низко, громко, тяжеловато, сменяется снова легкой, высокой, далее музыка опять звучит низко и в конце высоко и легко. Таким образом, и движения нужно подбирать соответственно музыке. 2. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского. Первая и третья части марша звучат высоко, легко, прозрачно. Во второй части музыка звучит в более низком регистре и громче. В первой и третьей частях дети, изображающие солдатиков, маршируют, высоко поднимая колени. Во второй части, где музыка звучит ниже и громче, солдатики делают более значительные по амплитуде движения – выпады вперед и в сторону.
Тембр. Тембр – отличительное, особое качество звука, звуковая окраска. Свой определенный тембр имеет каждый музыкальный инструмент, каждый человеческий голос. Движение меняется в связи с изменением тембров музыкальных инструментов. Музыкальные примеры. 1. Музыкальная пьеса Г.Гладкова «Добрая фея». Музыкальный размер 2/4. Первые 16 тактов звучит сольный голос, далее он сменяется звучанием целого оркестра. На первую часть дети, сидя на полу, исполняют плавные взмахи руками, далее постепенно поднимаются и продолжают исполнять плавные взмахи, стоя на одном месте. В тот момент, когда сольный голос сменяет оркестр, дети начинают бег по кругу, продолжая делать взмахи руками. 2.«Окаменелости» из «Карнавала животных» Сен-Санса. В самом начале первые 4 доли звучат легко, как деревянные молоточки, далее эти же 4 доли повторяются, но в исполнении фортепьяно и оркестра, - мелодия звучит более значимо. Танцевальная зарисовка на данную композицию была сочинена для персонажа Буратино. В начале танца Буратино находится за ширмой. На первые 4 доли из-за перегородки появляется одна рука с растопыренными пальцами и снова прячется, затем другая и также прячется. На вторые 4 доли, которые звучат более значимо, Буратино дважды приподнимается, так, что из-за перегородки видны обе руки с растопыренными пальцами и голова и снова прячется.
При освоении движений танца необходимо заострять внимание детей на связи конкретных движений со средствами музыкальной выразительности (двигаемся быстрее, потому что темп музыки ускорился, движения широкие и объемные, потому что музыка стала звучать громче и так далее). Обязательно перед тем, как начать проучивать движения танца необходимо заострить внимание на контрастных частях произведения, прохлопать ритмический рисунок каждой части, и только потом приступать к движениям.
3. На основе проведенного анализа выстраивается драматургическое решение будущей хореографической композиции. Как сказано в статье Н.Ю. Громовой, хореографическая композиция, подобно литературному и музыкальному произведению, имеет драматургическую (сюжетную) линию и состоит из тех же основных частей, что и литературное и музыкальное произведение. Основные части танца должны соответствовать основным разделам музыкального произведения: экспозиции, развитию действия, кульминация и развязке. Постановщику необходимо выявить эти основные разделы в музыкальном произведении, определить их соотношение с частями формы музыкального произведения и в соответствии с этим определить части хореографической композиции. Перед тем, как начать проучивать танец, детям надо рассказать его сюжет, заинтересовать, объяснить, что будет происходить в каждой из музыкальных частей и почему.
4. «Необходимо определить стильхореографического языка. Для этого нужно разобраться в стилистических особенностях музыкального произведения. Стилистические особенности музыкального произведения – это подсказка для определения стилистики хореографии». С детьми нужно обязательно обсудить стиль музыки и вытекающий отсюда характер движений. На классическую музыку мы будем подбирать движения классического танца, на народную, соответственно, народного, на современную музыку – джазовые движения. Перед тем, как начать проучивать движения танца, детям на занятии обязательно нужно предложить свободно подвигаться и поискать свои движения под выбранную музыку, а потом вместе обсудить, почему им хотелось двигаться так, а не иначе. На занятиях вообще полезно предлагать детям самостоятельно двигаться, искать свои движения под музыку. В процессе занятий можно предложить подобрать движения к русской народной музыке (веселая пляска и спокойный хоровод), к польке (полька на народную карельскую мелодию «Хочу-не хочу» и полька из «Детского альбома» Чайковского – произведения разные по стилистике - соответственно и движения будут разного характера), к вальсу, к современной музыке.
5. После всей проделанной работы создается непосредственно хореографический язык композиции. Все движения должны отражать основные особенности средств музыкальной выразительности. Подобранные в соответствии со средствами музыкальной выразительности движения соединяются в комбинации. При этом важно, чтобы логика построения танцевальной фразы соответствовала логике построения танцевального материала. Начало новой танцевальной комбинации должно соответствовать началу новой музыкальной фразы, а окончание комбинации — концу музыкальной фразы. Сходство и различие в музыкальном материале должно определять сходство и различие в хореографии танца. Повторы в музыкальном материале должны быть отображены хореографически либо в виде полного повторения найденных движений, либо в виде их вариантов. Движение мелодической линии всегда имеет свой рисунок, который представляет собой совокупность мелодии вверх, вниз и на месте. Рисунок танца должен логично следовать за мелодическим рисунком. Повторность или опевание звука диктует незначительное перемещение или движение на месте, восходящее движение в мелодии – продвижение вперед, нисходящее – назад» Выстраивая пространственную композицию, важно стремиться к максимальному заполнению сценической площадки.
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.
1. Вальс из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
1.1 Композиция с цветами для детей 5-6 лет (старшей группы).
Произведение имеет сложную 3-ехчастную форму: Вступл. А В А а в а а в Первая и третья части совершенно одинаковые. Танец согласно музыкальному произведению имеет 3-ехчастную форму. 1-ая и 3-тья части исполняются одинаково. Мальчики и девочки стоят, образуя круг. Руки опущены вниз. Первая часть А состоит из 2-ух периодов а и в. Период а имеет мягкий, плавный характер. Он состоит из 2-ух одинаковых предложений. Каждое предложение состоит из 2-ух фраз, которые незначительно отличаются друг от друга. На 1-ую фразу (4 такта) дети дважды плавно поднимают вверх и опускают руки. На 2-ую фразу (4 такта) дети, подняв руки с цветами вверх, кружаться вокруг себя и, придя лицом в круг, опускают руки через стороны вниз. На 2-ое предложение комбинация повторяется. Период в имеет энергичный характер. Он состоит из 2-ух одинаковых предложений. Каждое предложение состоит из 2-ух одинаковых фраз. На 1-ые 2 такта девочки бегут в центр круга, поднимая руки вверх, на 3-ий такт слегка наклоняются вперед, сгибая колени – соединяют цветы в букет, на 4-тый – принимают ровное положение. На 5-ый и 6-ой такты девочки, опуская руки, бегут обратно на свои места. На 7-ой и 8-ой такты все дети через стороны скрещивают руки вверху и опускают их. На следующие 8 тактов то же повторяют мальчики. Вторая часть В состоит из одного периода. Музыка звучит энергично. На 1-ый такт девочки, подняв руки вверх, кружатся, на 2-ой, 3-ий и 4-ый такты они опускаются вниз, согнув руки с цветами в локтях перед грудью. На следующие 4 такта то же самое исполняют мальчики. На следующие 4 такта девочки поднимаются, кружатся и снова опускаются вниз. На дальнейшие 4 такта то же повторяют мальчики. На последние 3 такта данного периода все дети поднимаются, руки опущены вниз. Далее исполняется 3-тья часть танца таким же образом, как и первая.
1.2 Танцевальная композиция для детей 6-7 лет (подготовительной группы). Девочки и мальчики в парах, держась «лодочкой», стоят, образуя круг. Первая часть А. Первый период а. На такты 1-ый и 2-ой дети мягко наклоняются вправо и принимают ровное положение, на 3-ий и 4-ый такты дети также наклоняются в другую сторону. На следующие 4 такта дети в паре, держась за руки, обегают маленький круг. На следующие 8 тактов движения повторяются. Период в. На первые 2 такта девочки бегут в круг, плавно поднимая руки наверх, на 3-ий слегка наклоняются вперед, соединяя руки, на 4-тый принимают ровное положение. На 5-ый и 6-ой такты девочки возвращаются назад. На 7-ой и 8-ой такты все дети исполняют плавный взмах руками, скрещивая их вверху. На следующие 8 тактов эта комбинация повторяется еще раз. Вторая часть В. На первые 4 такта мальчики обегают девочек, на 2-ые 4 такта девочки кружатся. Эти же движения повторяются еще раз. Либо, на все 8 тактов части В дети, взявшись «стрелочкой», бегут по кругу, обегают ровно один круг и приходят на свое место. Третья часть исполняется также как и первая.
2. Старинная полька. (Аудиокассета №2 к программе Бурениной «Ритмическая мозаика») для детей подготовительной группы. Музыкальное произведение имеет сложную 3-ехчастную форму: А В А а в а а а в а Танцевальная композиция также имеет 3-ехчастную форму. Дети стоят по кругу парами. Мальчик и девочка располагаются лицом друг к другу (мальчик спиной в круг). Первая часть А состоит из 3-ех частей. 1-ая и 3-тья одинаковы. 1-ая (и 3-тья) часть а по сравнению со 2-ой в имеет несколько более быстрый темп и живой характер. 1-ая часть а состоит из 2-ух одинаковых предложений. На 1-ую фразу 1-го предложения а (и1, и2, и3, и4) девочка боковым галопом с правой ноги с остановкой на обе ноги переходит к следующему мальчику. (Сильные доли 1-ой фразы по сравнению со 2-ой более акцентированы.) На 2-ую фразу (и1, и2, и3, и4) мальчик перебегает к своей девочке или кружиться вокруг себя. На 2-ое предложение повторяется то же самое. Сначала переходит девочка, потом перебегает или кружится мальчик. Вторая часть в по сравнению с а имеет несколько торжественный, чинный характер. Она также состоит из 2-ух одинаковых предложений. На 1-ую фразу 1-го предложения девочка делает два прыжка, выбрасывая ноги вперед: и1 – с правой ноги, 2 – пауза, и3 – с левой ноги, 4 – пауза. Мальчик соответственно прыжкам делает 2 хлопка. На 2-ую фразу (и1, и2, и3, и4) мальчик и девочка кружатся на месте каждый вокруг себя. На 2-ое предложение все повторяется с начала. Третья часть а исполняется также как и 1-ая, но с левой ноги. Вторая часть В состоит из одного периода а, который состоит из 4-ех одинаковых предложений. На 1-ые 2 такта девочки бегут или движутся подскоками с остановкой на две ноги в центр круга. На 2-ые 2 такта, подняв руки наверх, делают 2 хлопка - и1, и2 и ставят руки на пояс – и3, и4. Затем также на 2 такта возвращаются к своим мальчикам и также на 2 такта вместе с мальчиками делают хлопки и ставят руки на пояс. На следующие 4 такта мальчик опускается на колено (и1), а девочка его обходит подскоками. На 4 мальчик встает, а девочка приходит к нему лицом. На и1, и2 мальчик и девочка исполняют 2 хлопка, на и3, и4 ставят руки на пояс и еще раз исполняют 2 хлопка и ставят руки на пояс. Третья часть А такая же, как и 1-ая. Ее можно исполнять точно также, а можно внести некоторые изменения. Допустим, мальчик и девочка движутся не попеременно, а вместе. На 1-ую фразу дети, взявшись «лодочкой», движутся боковым галопом с остановкой на две ноги. На 2-ую фразу они кружатся. Далее повтор.
Композиция «Птицы» на музыкальную пьесу Г.Гладкова «Добрая фея». (Для детей подготовительной группы.) Музыкальное произведение представляет собой простую одночастную форму. Музыкальный размер 2/4. Часть а повторяется 5 раз. Каждая часть а состоит из 2-ух одинаковых предложений, каждое их которых состоит из 4-х тактов по 2/4. Завершает пьесу заключение. Музыка по характеру спокойная, плавная, мягкая, очень светлая, мелодичная. Танцевальная композиция не имеет сюжета, но есть определенный образ и определенная идея. Дети изображают улетающих птиц. В танце может принимать участие любое количество детей.
Танцевальная композиция по форме представляет рондо. Дети совершают различные перестроения в пространстве. После каждого перестроения повторяется как припев в песне одна и та же часть – дети, стоя на месте, совершают плавные перекрестные взмахи руками через стороны и три взмаха руками в стороны подряд. Повтор движений руками исполняются на последние 4 такта каждой части. Исходное положение: дети располагаются клином, сидя на полу на коленях, руки опущены вниз. Один ведущий ребенок находится впереди. Первая и вторая части звучат тише, мягче и спокойнее по сравнению с другими частями в музыке. Доминирует сольный голос. На 1-ый период а (часть) дети совершают плавные движения руками, которые имитируют взмахи птичьих крыльев, сидя на полу. Птицы разминают свои крылья. Первое предложение. На 1-ый такт совершается взмах в сторону правой рукой («и1» - взмах, «и2» - опускание), на 2-ой – левой, на 3-тий и 4-тый – три взмаха подряд двумя руками в стороны («и1», «и2», «и3»), «и4» - пауза. Второе предложение. На 1-вый такт дети совершают перекрестное движение руками со стороны вверх («и1» - скрещивают руки вверху, «и2» - раскрывают в стороны). На 2-рой такт повторяется то же движение. На следующие 2 такты делают три взмаха руками в стороны подряд, на «и4» - пауза. На 2-ое повторение части а (второй период) дети, также делая взмахи руками, постепенно поднимаются на ноги. Птицы готовятся к полету. Первое предложение. На 1-вые 2 такта делается взмах в сторону правой рукой и одновременно на стопу ставится правая нога (подъем на одно колено из положения сидя на коленях), на 2-ые 2 такта совершается взмах левой рукой в сторону и одновременно подъем с пола на ноги, на следующие 4 такта три взмаха подряд руками в стороны («и4» - пауза). Второе предложение. Повтор движений руками второго предложения 1-го периода. Начиная с 3-тьего повторения части а, вокал сменяется звучанием оркестра. С начала 3-ей части (первое предложение) дети бегут по кругу, плавно взмахивая руками. Птицы отправились в полет. На конец 4-го такта все останавливаются лицом в круг и опускают руки-крылья вниз. Второе предложение. Дети, стоя лицом в круг совершают два перекрестных взмаха руками и три взмаха руками в стороны подряд (повтор движений руками 2-го предложения 1-го периода а). 4-тое повторение части а (4-тый период). Первое предложение. На 1-вый такт дети бегут в центр круга, плавно поднимая руки вверх, на 2-рой такт отбегают спиной, назад плавно опуская руки вниз. На следующие 2 такта повтор бега вперед, в центр круга, и назад. Второе предложение. Повтор движений руками 2-го предложения 1-го периода (перекрестные взмахи и три взмаха в стороны). Птицы собрались в стаю. 5-ое повторение части а (5-тый период). Первое предложение. Дети за ведущим ребенком друг за другом бегут по кругу, совершая плавные взмахи руками, и останавливаются, выстроившись в затылок по диагонали. Второе предложение. Повтор движений руками 2-го предложения 1-го периода. На заключение, которое звучит тише и спокойнее, все дети на каждую четверть правой рукой исполняют взмахи в сторону до конца музыки. Птицы приготовились улетать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2004. – 223 с.
2.Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие. - Спб.: СпбГУП, 2006. - 632 с. Громов Ю.И. Воспитание танцем.
3.Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. Сост.: Ю.И.Громов, В.А. Звездочкин, Д.Н.Катышева. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 104 с. Статья: Градова Т.П. Некоторые вопросы музыкального образования педагогов-балетмейстеров. Авторский метод преподавания дисциплины «Анализ музыкально-хореографических форм».
4.Хореографическая педагогика. Вопросы музыкального воспитания, актерского искусства и режиссуры. Художественное оформление танца. Хореографическая работа с детьми: Сборник статей преподавателей кафедры хореографического искусства С-Пб Гуманитарного университета профсоюзов – Киров: Диамант, 2007 – 116 с. Статья: Громова Н.Ю. Основные принципы организации самостоятельной работы студента-хореографа в процессе сочинения танца.
5.Способин И. Музыкальная форма. – М., Музыка, 2002. – 400 с.
6. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Учебное пособие/ М.Шорникова. Изд. 6-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 192 с.
7.Аудиокассеты «Дружные пары» и «Как у наших у ворот». Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составление – Татьяна Мартынова. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», Москва, 2001.
8.Аудиокассета «Прыг-скок». Ритмическая музыка для детей 5-7 лет. Композитор – М.Протасов. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», Москва, 1999.
9.Музыкальное приложение к программе по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика». – СПб., ЛОИРО, 2000. – 220 с.
* - цитаты из статьи Н.Ю. Громовой «Основные принципы организации самостоятельной работы студента-хореографа в процессе сочинения танца.» ( Хореографическая педагогика. Вопросы музыкального воспитания, актерского искусства и режиссуры. Художественное оформление танца. Хореографическая работа с детьми: Сборник статей преподавателей кафедры хореографического искусства С-Пб Гуманитарного университета профсоюзов – Киров: Диамант, 2007).
26 января 2017 в 11:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.