Плотникова Наталья Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТАНЦУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-ИГРОВУЮ ФОРМУ ЗАНЯТИЯ».

ВСТУПЛЕНИЕ.

Занятие по музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников представлено в сюжетно-игровой форме. Урок, который развивается по определенному сюжету, либо в который внесен элемент игры, или сказочный персонаж, общающийся с детьми, воспринимается дошкольниками с большим интересом, чем обычное занятие.

Даже обычные знакомые  упражнения, если их задает или просит исполнить какой-то герой, или если в них внесен игровой момент, дети исполняют с большим интересом.

Занятие построено на музыкально-ритмических композициях, основной целью которых является развитие не только двигательных навыков (ловкости, точности, координации движений, формировании правильной осанки), но и, главным образом, музыкальности.

Музыкально-ритмические упражнения и танцевальные композиции помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический слух, музыкальную память. Все  приведенные здесь ритмические упражнения и танцевальные композиции сочинены в соответствии с  характером музыки, ее формой и средствами музыкальной выразительности. То есть, движения в упражнениях и танцах очень точно передают суть музыки, помогая детям ее прочувствовать и понять. Таким образом, у детей развивается умение слышать и слушать музыку.

Движение неразрывно связанное с музыкой, передающее ее суть, всегда сопровождается эмоциональным подъемом и благотворно влияет на физическое развитие детей. Движения, подобранные музыкально грамотно, делать легко, поскольку сама музыка помогает их исполнению. Движение и музыка обязательно должны быть едины. Только сливаясь с музыкой, можно достичь истиной гармонии. Гармоничный, раскрывающий характер музыки танец или отдельное упражнение, детям  легко запомнить и исполнить.

Музыкально-ритмические занятия  учат детей не только красиво и пластично двигаться, развивают и прививают новые двигательные навыки, но  также  способствуют их умственному развитию, учат детей думать. Важно, чтобы ребенок в танце или упражнении  четко и ясно осознавал, что происходит с ним, и что происходит вокруг него. Одной из задач музыкально-ритмической деятельности  является научить детей сознательно управлять своим телом,  согласовывая свои  движения с музыкой.

Также, занятия музыкально-ритмическим движением развивают творческие способности: воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои движения под музыку.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

В МИРЕ МУЗЫКИ И ТАНЦА.

ЦЕЛЬ:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ СОВРЕМЕННОГО, РУССКОГО НАРОДНОГО, БАЛЬНОГО И ОБРАЗНОГО ТАНЦЕВ.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить знание  детьми  музыки и движений современного танца.

2. Закрепить знание детьми музыки и плясовых движений русского народного танца.

3.  Закрепить знание  детьми  музыки и движений  бального танца.

4. Развивать фантазию и воображение детей; учить чувствовать характер, настроение, образ музыкального произведения через свободное движение под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Дети под музыку входят в зал и на конец музыкальной фразы останавливаются, образуя круг.

Обращение к детям: «Ребята, а давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Волшебную страну Танца. Правят в этой стране Музыка и Движение. Каждый, кто побывает в этой Волшебной стране, многому научится и познакомится с разными танцами. Но перед тем, как отправится в путешествие, нам нужно к нему подготовится.»

Упражнение 1. «Я расту» (Основы постановки корпуса). Упражнение исполняется на плавную, спокойную музыку Глинки «Прощальный вальс».

На 1-вые 8 тактов дети, распределив вес тела равномерно на обе стопы (носки развернуты в стороны), тянутся вверх, не отрывая стопы от пола, стремясь «вырасти». Спина при этом ровная, прямая, подтянутая. На 2-ые 8 тактов дети исполняют круговые вращения плечами назад, хорошо опуская лопатки вниз. Дыхание при этом легкое, свободное. На следующие 8 тактов дети исполняют взмахи руками вверх, не поднимая при этом плечи и сохраняя спину ровной и подтянутой. На последние 8 тактов дети, оставив руки вытянутыми вверх, плавно качают ими из стороны в сторону.

Задачи упражнения: 1. Работа над осанкой. Закреплять умение детей держать спину ровной и подтянутой. 2. Закреплять умение чувствовать мышцы рук, осознанно ими управлять. 3. Закреплять умение отделять работу одних мышц (мышц рук) от других (мышц спины).

Обращение к детям: «Теперь мы готовы к тому, чтобы отправиться в путешествие.»

Упражнение 2.  Танцевальный шаг с переходом на шаг с высоким подниманием бедра, далее в связи с изменением в музыке — на подскоки с зависанием, затем в связи с изменением в музыке — на боковой галоп.

Задачи: 1. Закреплять умение начинать движение с начала музыкальной фразы и четко оканчивать с ее концом. 2. Закреплять умение менять движение в соответствии с изменением характера музыки. 3.Закреплять умение  чувствовать мышцы стоп, ходить с натянутого носка, опуская пятку на пол. 4.Закреплять умение при ходьбе, подскоках и боковом галопе держать спину подтянутой и ровной.

Обращение к детям: «Ребята, перед тем как исполнять настоящие большие танцы нужно обязательно сделать разминку, нужно ручки и ножки сделать послушными, сильными и ловкими. Давайте сейчас перестроимся в две линии и сделаем разминку под ритмичную современную мелодию».

Дети перестраиваются в 2 линии,  располагаясь в пространстве в шахматном порядке.

Упражнение 3. Разминка: повороты и наклоны головы в сторону, работа плеч (поднять-опустить) по одному и круговые вращения, работа рук (согнуть в локтях и вытянуть вверх или в стороны, согнуть в локтях и опустить),  приставные шаги в сторону в сочетании с пружинящими сгибаниями ног,  легкие прыжки на двух ногах.

Исполняется на современную музыку композитора М.Н.Протасова «Рожки и копытца».

Обращение к детям: «Ну вот, ребята, теперь мы с вами готовы к дальнейшему путешествию. А что это за мелодия, под которую мы вами делали разминку? Какой танец можно под нее танцевать?» Ответ детей.

Обращение к детям: «Давайте сделаем круг и отправимся путешествовать дальше».

Под марш Ф.Надененко дети идут танцевальным шагом по кругу.

После окончания музыки марша звучит русская народная мелодия. Из-за ширмы появляется кукла Петрушка. «Он с бубенчиком в руке, и в высоком колпаке, он — веселая игрушка, а зовут его — Петрушка.»

Слова Петрушки: «Какая сейчас веселая музыка звучала. Добро пожаловать, ребята, в Страну русской пляски. Ребята, а вы задорно и весело плясать умеете?»

Обращение к детям: «Давайте покажем Петрушке как мы умеем плясать.»

Упражнение 4. Музыкально-ритмическая композиция на русскую народную мелодию «Ах, ты, береза».

Дети в паре стоят лицом друг к другу и держатся за обе руки «лодочкой». Пары располагаются по кругу.

На 1-ую часть музыки А дети в парах, держась за обе руки, исполняют бег с высоким закидыванием ног назад. На конец музыкальной фразы — остановка лицом друг к другу.

На 2-ую часть музыки В дети исполняют либо хлопки, либо пружинные сгибания ног и притопы.

Хлопки: на «1» хлопок ладонями  друг с другом, на «2» каждый ребенок  сам делает хлопок, на «3» дети делают хлопок друг с другом, на «и и и4» каждый ребенок делает 3 быстрых хлопка.

Сгибания ног и притопы (руки прижаты на поясе): на «1» сгибание ног с поворотом вправо, на «и» - вырасти, на «2 и» влево, на «3 и» вправо, на «и и 4» - 3 быстрых притопа.

Задачи упражнения: Закреплять и шлифовать умение исполнять бег с высоким закидыванием ног назад. Закреплять умение передавать в хлопках или в движениях определенный ритмический рисунок музыки. Закреплять умение менять движение в связи с изменением ритмического рисунка в музыке.  Воспитывать ритмическую четкость движений. Учить передавать яркий, задорный характер народной пляски.

Обращение к Петрушке: «Ну что, Петрушка, понравилась тебе наша пляска?» Ответ Петрушки: «Очень понравилась. Молодцы, дети, задорно, весело танцевали. Ребята, а какие еще русские танцы вы знаете?»

Обращение к детям: «Давайте мы покажем Петрушке наш хоровод».

Дети исполняют хороводную композицию на музыку  Т.Ломовой.

Слова Петрушки: «Молодцы, ребята, мне очень понравилось».

Обращение к детям: «Ну что, ребята, давайте попрощаемся с Петрушкой и отправимся путешествовать дальше.»

Дети перестраиваются в круг и под музыку марша из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского идут по кругу танцевальным шагом. По окончании музыки из-за ширмы появляется куколка в бальном платье.

Слова куколки : «Я куколка изящная, в красивом, легком платье. Я так люблю кружится, порхать и веселится в огромном светлом зале. Добро пожаловать, дети, в Страну бального танца.»

Обращение к детям: «Ребята, а какие вы бальные танцы знаете?» Ответы детей.

Обращение к детям: «Давайте, мы сейчас с вами потанцуем как на настоящем балу.»

Упражнение 5. Приставной шаг в сторону по линии круга. Исполняется на немецкую народную мелодию, движение — О.Головчинер, Л. Шелкова.

Дети парами, держась за обе руки «лодочкой», располагаются по кругу. На такты с 1-го по 8-ой дети делают приставные шаги в сторону по линии круга (на 1 такт — 1 приставной шаг). На такты с 9-го по 16-тый дети в паре одновременно обходят друг друга шагом с носка (каждый шаг на ) сначала справа с правой ноги, затем слева с левой. Затем музыка и движение повторяются сначала — пары двигаются в обратном направлении.

Задачи упражнения: Учить при исполнении приставного шага держать спину ровной и подтянутой.  Учить передавать в движениях спокойный чинный характер мелодии.  Важно добиваться согласованного движения в паре (дети должны шагать друг с другом одновременно).

Обращение к детям: «Мы сейчас с вами танцевали медленно, спокойно, а еще в бальном зале можно двигаться активно, занимать все пространство, легко взлетать в прыжках.»

Упражнение 6. Боковой галоп в парах. Исполняется на «Старинный французский галоп» в обработке Шарля Видора.

4 пары располагаются по квадрату. Дети держатся за обе руки «лодочкой». На первые 4 такта 1-ая пара шагом бокового галопа переходит на противоположную сторону (каждый шаг галопа исполняется на ), на конец музыкальной фразы — остановка прыжком на обе ноги. На следующие 4 такта пара у стены, к которой перешла первая пара, переходит на свободное место также боковым галопом. Таким же образом меняются местами две другие пары. На следующие 2 такта пары, повернувшись по линии круга, исполняют  4 легких приседания с поворотом корпуса. На последние 4 такта пары боковым галопом движутся вправо по линии круга, возвращаясь на свое первоначальное место.

Задачи упражнения: Закреплять умение останавливаться прыжком на обе ноги на конец музыкальной фразы. Следить за согласованностью движения в паре, а также между парами. Закреплять умение менять движение в связи с изменением в музыке. Развивать и закреплять умение ориентироваться и быстро перестраиваться в пространстве.

Сразу после исполнения бокового галопа для восстановления дыхания под музыку вальса Глинки совершаются плавные движения руками (взмах соответствует вдоху, опускание — выдоху).

Обращение к детям: «Ребята, а музыка под которую вы делали боковой галоп, по характеру какая? Ответы детей. «Значит какой танец под нее можно танцевать?» Ответы детей.

Обращение к куколке: «Ну как, куколка, понравилось тебе, как дети танцевали?» Ответ куколки: «Очень понравилось. Я как будто на настоящем балу побывала.»

Обращение к детям: «Ребята, давайте попрощаемся с куколкой и продолжим наше путешествие по Волшебной стране танца. А вы знаете, что в Волшебной стране танца танцуют абсолютно все. Танцуют цветы, танцует трава, танцуют деревья, танцуют животные и птицы. Я предлагаю вам сейчас представить себя, кем вам хочется: цветком, птичкой, бабочкой, и подвигаться как вы хотите и как подскажет музыка»

Дети свободно танцуют под  «Итальянскую песенку» из «Детского альбома» Чайковского.

Задачи упражнения: развить умение подбирать собственные движения под музыку, свободно двигаться, передавая образ, характер, настроение музыкального произведения через движения собственного тела.

Обращение к детям: «Вы все молодцы, очень красиво, музыкально танцевали. А теперь я предлагаю вам превратиться в птиц и исполнить танец, который вы хорошо знаете.»

Дети исполняют танцевальную композицию «Птицы» на музыкальную пьесу Г.Гладкова «Добрая фея».

 

Композиция «Птицы» на музыкальную пьесу Г.Гладкова «Добрая фея».

Музыкальное произведение представляет собой простую одночастную форму. Часть а повторяется 5 раз. Завершает пьесу заключение.

Музыка по характеру спокойная, плавная, мягкая, очень светлая, мелодичная. Танцевальная композиция не имеет сюжета, но есть определенный образ и определенная идея. Дети изображают улетающих птиц. В танце может принимать участие любое количество детей.

Исходное положение: Дети располагаются клином, сидя на полу на коленях, руки опущены вниз. Один ведущий ребенок находится впереди.

Первая и вторая части звучат тише, мягче и спокойнее по сравнению с другими частями в музыке. Доминирует сольный голос. На 1-ую часть дети совершают плавные движения руками, которые имитируют взмахи птичьих крыльев, сидя на полу. Птицы разминают свои крылья.

На 2-ую часть дети, также делая взмахи руками, постепенно поднимаются на ноги. Птицы готовятся к полету.

Начиная с 3-тьей части, вокал сменяется звучанием оркестра. С начала 3-ей части дети совершают бег по кругу, плавно взмахивая руками. Птицы отправились в полет. На конец 4-го такта все останавливаются лицом в круг и опускают руки-крылья вниз. На следующие 4 такта дети совершают плавные взмахи, стоя на месте.

На первые 4 такта 4-ой части дети дважды бегут в центр круга и отбегают спиной назад, плавно поднимая и опуская руки вниз. На следующие 4 такта снова совершаются плавные движения руками. Птицы собрались в стаю.

На 5-тую часть, на ее первые 4 такта, дети за ведущим ребенком друг за другом бегут по кругу, совершая плавные взмахи руками, и останавливаются, выстроившись в затылок по диагонали. На следующие 4 такта все исполняют плавные движения руками, стоя на месте.

На заключение, которое звучит тише и спокойнее, все дети на каждую четверть правой рукой исполняют взмахи до конца музыки. Птицы приготовились улетать.

Танцевальная композиция по форме представляет рондо. Дети совершают различные перестроения в пространстве. После каждого перестроения повторяется как припев в песне одна и та же часть – дети, стоя на месте, совершают плавные взмахи руками. Взмахи исполняются на последние 4 такта каждой части.

После танца все дети встают в круг. Обращение к детям: «Ребята, наше с вами путешествие закончилось. Вы все сегодня очень старались и повторили и узнали много нового. Давайте теперь мы с вами поиграем.»

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Проводится музыкально-творческая игра «Ай, да я!»

Дети стоят, образуя круг. Звучит определенная музыка (или полька, или вальс, или русская народная, марш, современная ритмичная). Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные движения под звучащую мелодию. Все дети хлопают. С окончанием музыки водящий должен узнать и назвать тип музыки, проговорить «Ай, да я!» и указать на любого, спрашивая: «А ты?» Следующим водящим может стать тот, на кого указал предыдущий водящий, или любой ребенок по желанию.

Упражнение 7. Упражнение для рук и поклон. Исполняется на русскую народную мелодию в обработке Т.Ломовой.

Задачи: Восстановить дыхание и прийти в спокойное состояние после занятия.

Дети под ту же музыку, под которую заходили, друг за другом уходят из зала.

РЕПЕРТУАР.

 

Музыкальное оформление занятия:

  1. Марш Ф.Надененко
  1. Полька «Смени пару» в обработке Н.Соковниной
  1. Немецкая народная мелодия «Медленный танец»
  1. Старинный французский галоп в обработке Ш.Видора
  1. Глинка - «Прощальный вальс»
  1. Вальс Шуберта
  1. Русская народная мелодия в обработке Татьяны Ломовой (CD-диск 1 — приложение к конспектам занятий И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Праздник каждый день»)
  1.  Русская народная мелодия «Под яблонькой» (CD-диск 3 — приложение к конспектам занятий И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Праздник каждый день»)

9. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

10. Современная музыкальная композиция «Рожки и копытца» Михаила Протасова

11. Русская народная мелодия «Ах ты, береза» (CD-диск 3 — приложение к конспектам занятий И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Праздник каждый день»)

12. Итальянская песенка из «Детского альбома» П.И.Чайковского

13. Музыкальная пьеса «Добрая фея» Г.Гладкова

14. Народная мелодия в обработке Т. Ломовой

31 января 2019 в 19:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.