Плотникова Наталья Николаевна

Конспект мультимедийного занятия "Освоение танцевального этюда "Птицы". Ссылка на мультимедийное занятие на Яндекс Облако - https://cloud.mail.ru/public/FrJJ/a5V2dpNzN

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ОСВОЕНИЮ

 

 С УЧАЩИМИСЯ 3-ИХ И 4-ТЫХ  КЛАССОВ (9-10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

 

ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТЮДА «ПТИЦЫ» НА ОСНОВЕ

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК «МЕТАМОРФОЗЫ» (ПРЕВРАЩЕНИЕ ПТИЦЫ В ДЕВУШКУ)

 ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ, СОЛИСТА БАЛЕТА КИРОВСКОГО (МАРИИНСКОГО) ТЕАТРА,

ПРОФЕССОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ХОРЕОГРАФИИ

С-ПБ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРФСОЮЗОВ,

 

А.А. САПОГОВА.

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЭТЮД «ПТИЦЫ».

ЦЕЛЬ:

ОСВОИТЬ  ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЭТЮД «ПТИЦЫ».

ЗАДАЧИ:

 

1. ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАННИКАМ СТУДИИ, ЧТО ТАКОЕ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОБРАЗ».

 

2. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ТЕМ, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА И РУК МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬ ОБРАЗ ПТИЦЫ.

 

3. ОСВОИТЬ КОМБИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТЮДА «ПТИЦЫ».

4. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ В ДВИЖЕНИЯХ РУК И КОРПУСА  ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

 

5. УЧИТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ЧЕРЕЗ ПЛАВНЫЕ ВЗМАХИ РУК И ПОВОРОТ КОРПУСА ЗАДАННЫЙ ОБРАЗ ПТИЦЫ.

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТЮДА «ПТИЦЫ» НА ОСНОВЕ

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК «МЕТАМОРФОЗЫ» (ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕВУШКИ В ПТИЦУ)

 

ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ, СОЛИСТА КИРОВСКОГО (МАРИИНСКОГО ТЕАТРА),

 

ПРОФЕССОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ХОРЕОГРАФИИ

 С-ПБ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕНРСИТЕТА ПРОФСОЮЗОВ,

 

 А. А. САПОГОВА.

 

Этюд исполняется под вальс из «Детского альбома» Чайковского.

 

Произведение имеет сложную 3-ехчастную форму:

Вступл. А В А

а в а а в

Исходное положение: I позиция, en face, руки опущены вниз.

 

Первая часть А.

а: На 1-ый такт («и1 2 3») - руки принимают подготовительное положение и через 1-ую позицию поднимаются в 3-ю. На 2-ой такт поворот плечевого пояса и головы в т. 2 (ноги и бедра положения не меняют). На 3-ий и 4-ый такты руки опускаются в 1-ую позицию и раскрываются на стороны 2-ой позиции, а голова поворачивается налево. На 5-тый, 6-ой и 7-ой такты положение сохраняется. На 8-ой такт принять ровное положение, руки опускаются вниз. На следующие 8 тактов повтор комбинации всех движений, но с поворотом корпуса в т.8.

в: На 1-ый такт руки через стороны скрещиваются над головой и раскрываются на стороны, на 2-ой такт повторяется скрещивание рук, на следующие 2 такта исполняется 3 плавных взмаха руками в стороны. На следующие 4 такта комбинация движений рук повторяется с начала.

Вторая часть В. На 1-вые 2 такта пробежать вперед, правая рука при этом поднимается плавно вверх, взгляд обращен на правую руку. На 2-ые 2 такта отбежать назад, плавно опуская руку. На следующие 2 такта пробежать вперед, плавно поднимая вверх левую руку, на 2 такта вернуться назад.

На следующие 4 такта комбинация движений повторяется, но пробежать не прямо вперед, а вперед по диагонали, сначала по направлению к т. 2, а за 2-ым разом по направлению к т. 8.

Третья часть А.

а: На 1-ый, 2-ой и 3-ий такты исполнить три плавных взмаха руками в стороны одновременно повернув плечевой пояс в т. 2, голова поворачивается в т. 8. На 4-ый такт принять ровное положение. На следующие 4 такта повтор движений, но с поворотом плечевого пояса в т.8. Далее снова плавные взмахи с поворотом в т.2 и, затем, с поворотом в т.8.

в: На 1-вые 4 такта исполняется комбинация движений части в первой части А. На 2-ые 4 такта пробежать вперед и отбежать назад, поднимая правую руку, затем пробежать вперед и отбежать назад, поднимая левую руку.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

 

1. Показ преподавателем танцевального этюда «Птицы».

Занятие начинается с показа танцевального этюда «Птицы» на вальс из «Детского альбома» Чайковского.

После просмотра детям задаются вопросы:  какое движение является  главным и кого оно им напоминает. В совместном обсуждении приходим к выводу, что самым главным в этом этюде являются движения рук. По  взмахам рук в стороны и повороту корпуса мы можем узнать птицу. Характер и настроение музыки (спокойный, плавный, мягкий, светлый) сочетаются с полетом и парением птицы. Плавные взмахи рук в стороны создают образ птицы.

2. Понятие «танцевальный образ».

Даётся короткое сообщение о том, что такое образ в танце. Можно двигаться просто под музыку, совершать ритмично и организованно какие-либо движения (привести пример танца на музыку польки, вальса с цветами), а можно перевоплощаться в танце в какой-нибудь персонаж и двигаться в характере этого персонажа – как бабочка, как птица и т. д. Вот это будет означать - создать «танцевальный образ». Зрителям гораздо интереснее смотреть танец, в котором есть какая-то идея, какой-то интересный персонаж, чем просто польку или вальс. Главная задача танцовщика – увлечь, заинтересовать зрителя, принести своим танцем радость, перенести в волшебный мир искусства. Превращаясь в танце в птицу или бабочку, мы можем чувствовать себя легкими и такими же свободными, представлять, что мы парим в небе, получать радость и удовольствие от танца.

3. Изучаем пластику и красоту рук через движения человеческого тела на примере профессиональных балерин. Просмотр фотографий.

Во время просмотра фотографий внимание детей акцентируется на руках балерины, длинных, пластичных, придающих всему образу воздушность и невесомость, на лебедином изгибе шеи и гордой посадке головы. То есть на том, что создает образ птицы. Для того чтобы достичь пластики и красоты движения, необходимо много заниматься.

4. Вспоминаем 1-ую форму Portdebras.

Port de bras – движение рук, которое делает мышцы рук сильными, движения широкими, пластичными и танцевальными. Глядя на фотографии позиций рук, дети ещё раз осваивают уже знакомую им 1-ую форму Port de bras в положении стоя прямо лицом к зрителю.

5. Исполнение 1-го подготовительного упражнения к этюду: 1-ое Portdebras в сочетании с плавными взмахами рук и легким бегом на полупальцах вперед и назад.

Упражнение исполняется под музыку плавного спокойного характера, муз. размер 2/4.

Исходное положение: I позиция, en face, руки в подготовительном положении.

На 1-ые 2 такта исполняется 1-ое Port de bras за правой рукой, на вторые 2 такта – повтор также за правой рукой. На следующие 4 такта 2-жды исполняется 1-ое Port de bras за левой рукой.

На следующий 1 такт руки 2-жды скрещиваются над головой и раскрываются на стороны, на следующий 1 такт исполняется 3 плавных взмаха руками в стороны. На следующие 2 такта также руки 2-жды скрещиваются над головой и совершаются 3 плавных взмаха руками в строны.

На последние 4 такта исполняется 2-жды легкий бег вперед и назад.

 

6. Исполнение 2-го подготовительного упражнения к этюду: поворот плечевого пояса в т. 2 и в т. 8.

Упражнение исполняется под музыку плавного спокойного характера, муз. размер 2/4.

Исходное положение: I позиция, en face, руки в подготовительном положении.

На «и1» руки поднимаются в 3-ю п-цию, на «и2» - поворот плечевого пояса в т.2, ноги и бёдра положения не изменяют, «и3» - руки опускаются в 1-ую п-цию и раскрываются на стороны 2-ой, вытягиваясь и поворачиваясь ладонями вниз, подобно крыльям птицы, голова поворачивается в т.8. На «и4» и на следующие 2 такта положение сохраняется ( на «и4» последнего такта принять ровное положение, руки опускаются в подготовительное положение).

Далее упражнение повторяется с поворотом плечевого пояса в т.8.

Повтор упражнения с поворотом в т.2 и в т.8.

7. Разбираем и запоминаем отдельно каждое положение корпуса:

Положение 1-ое: I позиция, en face (прямо), руки в 3-ей позиции.

Положение 2-ое: Поворот плечевого пояса и головы с руками в 3-ей позиции в т. 2 (или т. 8) при неподвижных и ровных ногах и бёдрах.

Положение 3-тье: Руки опускаются в 1-ую позицию, взгляд направлен на руки.

Положение 4-тое: Руки раскрываются на стороны 2-ой позиции, голова поворачивается прямо, грудная клетка подаётся вперед.

8. Просмотр видео «Умирающий лебедь» (хореография М. Фокина, А. Павловой) в исполнении Светланы Захаровой, как примера образа птицы в танце.

 

9. Исполнение 1-ой части танцевального этюда «Птицы» по показу преподавателя.

 

Исполняется комбинация движений частей первой А и второй В.

 

10.  Исполнение 2-ой части танцевального этюда «Птицы» по показу преподавателя.

 

Исполняется комбинация движений третьей части А.

 

11.  Исполнение танцевального этюда «Птицы» полностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 ДЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ:

 

 

1. Демидов А.П. «Лебединое озеро». – М.: Искусство, 2000. – 366 с., ил. – (Шедевры балета) – фотографии балерин.

 

2. Нина Аловерт. «Балет Мариинского театра. Вчера, сегодня, XXI век…». Альбом фотографий. - СПб.: СПбГУП, 2002. –  фотографии балерин.

 

3. Joyce Mackie. Bassic ballet. – 1986 by John Blackburn Ltd. Leeds, England. – фотографии позиций рук.

 

4. Хелен Идом, Николя Кэтрэк «Хочу танцевать». Серия «Пусть меня научат». – Издательство «Махаон», 2001, 32 с. – рисунок-фрагмент балета «Лебединое озеро».

 

5. Сапогов А. А. Гармония духа материи. СПб.: Гиперион, 2003.

 

6. CD-диск «Classical Ballet Class» - музыкальные композиции для урока классического танца. Композитор и концентмейстер - John Sweeney.

 

7. Видео «Умирающий лебедь» (хореография М. Фокин, А. Павлова) в исполнении Светланы Захаровой - https://youtu.be/v36zGmk-Ark

 

 

 


3 февраля 2019 в 19:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.