Плотникова Наталья Николаевна
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА- МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ МАРТЫ ГРЭМ.Ссылка на мультимедийное занятие "Происхождение танца-модерн" на Яндекс Облако - https://cloud.mail.ru/public/Meb4/DPfZXn7Jo Не бывает художника, идущего впереди своего времени. Он - есть его время. Это лишь значит, что другие позади времени. Марта Грэм Танец-модерн возник на границе XIX и XX столетий. Танцовщики на пороге ХХ века стремились найти новые формы выражения, которые отличались бы от традиционного классического балета и подходили темпу и пульсу нового времени. В настоящее время модерн имеет множество различных стилей, каждый из которых изобретен каким-либо известным профессиональным танцовщиком. Различные стили модерна обычно называются по имени хореографа, создавшего данную систему. Так, существует техника Дорис Хамфри, школа Марты Грэм, стиль Мерса Канингема, Хосе Лимона и еще некоторые другие. Идеи модерна предвосхитил французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт (1811-1871), который утверждал, что только жест, освобожденный от условности и стилизации (как это было принято в классическом балете того времени), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Дельсарт учился пению в Парижской Консерватории, изучал анатомию и медицину, исследовал поведение человека, его двигательные реакции. Свои наблюдения Дельсарт систематизировал и использовал для анализа мимики и жеста актера. Педагог стремился объяснить, как с помощью движения можно выразить художественный образ. Все движения он делил на три категории: центробежные, центростремительные и нейтральные. Дельсарт разработал некую двигательную шкалу, аналогичную системе музыкальных тональностей. В своем понятии красоты Дельсарт исходил из естественной пластики человека. Критерии выразительности педагог видел в соответствии силы и скорости движений их эмоциональному содержанию. Свой метод овладения контролем над движением применял для обучения людей разных профессий – скульпторов, художников, музыкантов, артистов и даже врачей. Идеи Дельсарта были художественно воплощены двумя американскими танцовщицами – Л. Фуллер и Айседорой Дункан. Актриса Лой Фуллер (Loie Fuller) (1862 – 1928), эксперементируя, нашла необычные танцевальные формы. Она первой использовала одежду с развевающимися «крыльями» из легкой белой ткани. Актриса извлекала магический эффект, кружа и развевая свои газовые юбки, подсвеченные разноцветными прожекторами под музыку. Наиболее же известной и прославленной из ранних современных танцовщиц является Айседора Дункан (Isadora Duncan). Она родилась и выросла в Сан-Франциско (1878 - 1927). Дункан была одной из тех исключительных артисток, для которых созданные нормы недостаточно хороши. Маленькой девочкой она любила танцевать, но скоро поняла, что классический балет ей не подходит. Дункан отбросила тесные одежды, балетные туфли и сами идеи. Она принесла новую идеологию в танец. Она открыла целый новый путь самовыражения, который позже явился вдохновением для создания новой техники. Дункан считала, что танец должен идти из центра тела - солнечного сплетения - эмоционального центра, как она его называла. Из этого центра энергия следует наружу, сопровождая импульсами движения танцовщика. Ее танцы были чистой импровизацией и являлись личной формой выражения. Дункан, в отличие от Фуллер, была заинтересована меньше в театральных эффектах и больше в использовании тела как своего инструмента. Источником вдохновения она считала природу. Ее искусство не имело ничего общего с какой-либо хореографической системой. Техника танцовщицы была очень простой. Ее танец состоял из легкого бега, прыжков, подскоков, вставаний на полупальцы. Но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняла простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. В танце она была очень эмоциональна и заражала зрителя своей мощной энергетикой. Ее излюбленным костюмом была греческая туника. Для своих танцев она использовала симфоническую и камерную музыку. Дункан достигла большой популярности в Европе, особенно во Франции, Германии и России. Ее выступления в России оказались настолько успешны, что повлияли на русский классический балет. Идеи Дункан явились вдохновением для исканий Михаила Фокина и московского балетмейстера Горского. Импровизация, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке – все эти нововведения Дункан предопределили пути модерна. Другим источником, оказавшим существенное влияние на формирование танца-модерн, была система Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950) - эуритмика. Жак-Далькроза - швейцарский композитор, педагог, музыковед и общественный деятель. Далькроз разработал новый метод обучения музыке, согласно которому музыкальное произведение должно быть «телесно пережито». Он не пытался танцем передать общий образ и смысл музыкального произведения. Его система была абсолютно противоположна дунканизму. Он исходил из анатомического, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки. Разные части тела танцовщиков создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки. Танцовщица и балетмейстер Бронислава Нижинская, сестра танцовщика Вацлава Нижинского, посетив урок Далькроза в Институте в Хеллерау под Дрезденом в 1913 г. так описывает свои впечатления: «Группа девушек появилась на сцене. Они шли гуськом, следуя за старшей ученицей. Девушки двигались на счет 2/4, в то же время отбивая одной рукой счет , а другой 4/4.» Разработанная Далькрозом система упражнений под музыку помогала развить чувство ритма и координацию и широко применялась в работе с детьми с нарушениями речи и координации. Но Далькрозу даже в первых своих крупных постановках («Эхо и нарцисс» на собственную музыку, 1912, «Орфей» на музыку Глюка, 1913) удалось передать эмоциональное содержание музыкальных произведений. Одна из лучших учениц Далькроза, Мари Рамбер, была приглашена в труппу Сергея Дягилева в качестве преподавателя ритмической гимнастики. Позже она стала танцовщицей труппы. Другая ученица Жака-Далькроза, Мари Вигман (1886-1973), стала основоположницей танца-модерн в Германии. Первая же профессиональная труппа и школа танца-модерн была создана в Америке в 1915г. Она называлась Денишоун, по именам ее создателей - Рут Сейнт Денис и Теда Шоуна. Рут Сейнт Денис (1877-1968) была классической танцовщицей, также она изучала народные танцы (испанские, индийские, египетские, национальный американский фольклор – негритянский, индейский) и двигательную систему Дельсарта. Вдохновением для ее первой балетмейстерской работы послужила реклама сигарет, на которой были изображены древнеегипетские божества. Цикл поставленных ею танцев назывался «Кобры и Радха», и был представлен в мужских курильнях. Позже к ней присоединился Тед Шоун (1891-1972). Тед Шоун учился на богословском факультете, танцем начал заниматься с 17 лет, чтобы поправить здоровье. Вдвоем эти танцовщики сделали больше, чем кто-либо из других пионеров модерна. Они создали новую танцевальную форму выражения, создали упорядоченную систему и школу. Школа «Денишоун» просуществовала до 1931 года. Созданный ими новый стиль представлял собой синтез классического балета и национальных испанского, индийского, египетского танцев, а также национального американского фольклора – негритянского и индейского. Национальный американский танцевальный фольклор явился главным источником вдохновения для американских создателей и мастеров танца-модерн. Связь с народным танцем (негритянским, индейским) определила основной особый стиль американского танца-модерн. Денишоун были успешны в учебе юных танцовщиков. Их ученики стали следующим поколением хореографов в Соединенных Штатах, которые подняли модерн на более высокую ступень развития. Многие из артистов Денишоун пошли собственным путем, следуя своему индивидуальному видению танца. Наиболее известные и знаменитые - Дорис Хамфри и Марта Грэм. Дорис Хамфри (1885 - 1958) совместно с Чарльзом Вейдманом в 1928 г. организовала свою школу и труппу в Нью-Йорке. На творчество Хамфри оказало влияние искусство Востока, а также многонациональный фольклор США. Хамфри имела чудесный талант педагога. Она стремилась развивать артистическую индивидуальность так, чтобы каждый танцовщик пришел к собственной форме танца. Дорис Хамфри изложила свою теорию в ряде книг. Теория танцевального движения, которую она создала, основана на процессах падения и вставания. Она определила пространственный путь, который проделывает тело между состояниями неподвижного равновесия (вертикальное положение) и крайней степенью его нарушения, когда тело находится полностью во власти земного притяжения (горизонтальное положение). Некоторые из постановок Хамфри считаются сегодня классикой танца-модерн. Движение никогда не лжет. Марта Грэм Хореографический язык, изобретенный Мартой Грэм (1898-1991), стал первой прочной альтернативой классическому балету. (Хотя, сам стиль базируется на классическом танце). Ее имя стало синонимом американского современного танца. Искания Грэм в танце подобны исканиям Стравинского в музыке, Пикассо, Матисса и Ван-Гога в живописи. Она так же как и эти художники экспериментировала, искала новые формы для выражения противоречий современного мира. Их картины послужили источником вдохновения для некоторых постановок Грэм. Также как и Пикассо, Грэм привлекает внутреннее состояние героев, мир человеческих чувств, психология людей. Благодаря проницательной интуиции она с проникновенностью и остротой передает эмоции и чувства. Страсть, напор, неистовство - синонимы ее искусства. Движение - есть порождение эротики. Она занимает не последнее место в хореографии Грэм. Марта Грэм свой первый танцевальный опыт получила у Денишоун. В 1923 г. после разрыва с ними она ищет и создает свой стиль в танце. В 1927г. Марта Грэм организовала собственную школу танца-модерн, а в 1929г. создала свою труппу. Техника Грэм вытекает из многих естественных состояний человеческого существа. Грэм имеет глубокое понимание источника движения. Ее система основывается на контракции, ключевом элементе техники, и расслаблении. Контракция происходит в центре тела и представляет собой сильное сжатие и выдох, а расслабление - вдох. Танец на вдохе и выдохе позволяет повысить физическую активность тела в танце, делает движения объемными и эмоциональными. В большинстве движений танца-модерн энергия постоянно циркулирует. Она направляется из центра тела наружу, затем снова течет внутрь, в то время как танцовщик заканчивает одно движение и начинает другое. Таким образом, создается ощущение непрерывности, когда одно танцевальное движение как бы переливается в другое. Дыхание в танце-модерн играет огромную роль. Одно из его свойств, которое мы наблюдаем - это чувство свободного движения, свободного течения энергии, чувство “прилива” и “отлива”. Оно возникает благодаря тому, что движение совершается с “дыханием”. Техника танца-модерн, с одной стороны, основана на классическом танце, с другой - на движениях, совершенно отличных от классики. В противоположность классическому танцу, в котором танцовщику постоянно необходимо преодолевать силу земного притяжения,сохраняя вертикальную ось, в танце-модерн сила тяжести используется в помощь. Существует движение “свинг” ( было изобретено Дорис Хамфри), который можно сделать только подчинившись силе притяжения. Грэм изобрела различные падения. Пол стал пространством, помогающим выражению хореографа. Падение она превратила в часть танца. В противовес классическому балету, где танцовщик почти всегда должен сохранять вертикальную ось, тело танцовщика техники модерн в танце может проделывать пространственный путь между состояниями неподвижного равновесия (вертикального положения) и крайней степенью его нарушения, то есть, имеется в виду падение. В хореографии модерна широко используются различные изгибы и перегибы корпуса, всевозможные наклоны (наклон – тилт) в сторону, вперед, и назад, когда тело находится как бы в падающем состоянии. Изгибы и перегибы корпуса, а также подвижность плеч, вращательные движения бедер пришли в модерн из национального американского фольклора. Грэм создала туры со смещенной осью и туры в контракции. Большие прыжки в танце-модерн тоже могут совершается с контракцией, за счет которой они приобретают большую высоту и динамичность. Характерны и движения и прыжки со скрученной осью. Но в любом случае, профессиональный танцовщик танца-модерн должен обязательно иметь и хорошо поставленный корпус, и большой шаг (что невозможно без выворотности), и высокий прыжок с баллоном. Последовательность упражнений в экзерсисе танца-модерн как и в классическом не случайна. Она совершается в определенном порядке, переходя от простых упражнений к более сложным, попеременно воздействуя и развивая различные группы мышц. Экзерсис делится на три основные части: партер, упражнения на середине зала и движение в пространстве. Комплекс упражнений на полу соответствует экзерсису у палки в классическом танце, хотя в танце-модерн упражнения могут тоже совершаться у станка. Хореография Грэм чудесна и неожиданна. Это так удивительно, когда танцовщики совершенно естественно падают, когда тело закручивается в одну сторону, а последующее движение идет в противоположную против ожидания зрителя. Созданный Грэм танец не может быть отделен от эмоций и чувств. Он есть их порождение. Эмоциональный танец - правдивый танец. Девиз Марты Грэм: «Движение никогда не лжет». Марта Грэм в первую очередь стремится выразить в танце душевное состояние героев. Сам танец балетмейстер рассматривает как один из путей самопостижения, как средство, способное выявить тончайшие, подсознательные эмоции. Грэм за свою жизнь поставила около 200 балетов. Она считается одним из наиболее плодовитых хореографов современного танца. Хореография Грэм обычно сюжетна, номера и мини балеты рассказывает истории. Тематика их широко варьирует от эпизодов из американского национального фольклора до произведений английской литературы. Грэм проявляет глубокий интерес к изучению национальной культуры Америки. Это балеты на индейскую тематику («Первобытные мистерии»,1931 и «Кающийся»,1940 Хорста), постановки, воплощающие образы первооткрывателей Северной Америки («Американские провинциалы»,1934, «Граница», 1935 Хорста, «Американское свидетельство» Грина, 1938). А «Смерти и выходы» на музыку Джонсона, 1943 - хореографическая драма о сестрах Бронте. Один из лучших спектаклей раннего периода Грэм - «Весна в Аппалачах» на музыку Хиндемита, 1944 - рассказывает о радости невесты в день ее свадьбы. Позднее, с середины 40-ых г.г., древнегреческие мифы стали наиболее излюбленной темой для многих постановок Грэм. Она ставила хореографические драмы и трагедии на основе античных и библейских источников, где в символической и аллегорической форме раскрывались проблемы, волновавшие современного человека. В этот же период Грэм создала «Развлечение ангелов» Нормана делло Джойо, 1948. Костюмы и декорации Грэм уникальны. Часто они были созданы передовыми художниками. Долгое время она сотрудничала со скульптором Исаму Ногучи. Как и он, она исследовала символизм, который имеет многогранное значение. (Символ - это образ, который всегда шире обозначаемого. Это условный образ, через который художник стремится выразить сущность явления. Каждый зритель может понимать его по-своему). Грэм ввела много новшеств в оформление спектакля, которые позже стали обычными для танца-модерн: двигающиеся декорации, символическая бутафория, темная одежда. Она постоянно сотрудничала с крупнейшими американскими композиторами. Почти ко всем своим постановкам Грэм заказывала музыку. Существенное влияние на постановщицу оказал композитор Луис Хорст. Он приобщил Марту к идеям Мари Вигман, что помогло ее искусству освободиться от стилизаторства и экзотичности, унаследованных от Рут Денис. Общий эффект, получаемый от объединения искусства хореографии, костюмов, декораций и музыки, создавал динамическое целое, сильную мистическую иллюзию или глубокий психологический смысл. Ученик и танцовщик труппы Марты Грэм Мерс Каннингем (год рождения 1919) создал свой собственный оригинальный стиль и организовал свою труппу (1952 г.). Этот стиль наиболее из всех других близок к классическому балету. Другим большим мастером танца-модерн является шведская танцовщица и балетмейстер Брижит Кульлберг (Birgit Cullberg) – основоположница шведской школы современного танца. Она изучала технику Марты Грэм, училась у Курта Джоса (Kurt Jooss), немецкого хореографа, оказавшего значительное влияние на ее творчество. В 1967г. Брижит Кулльберг (Birgit Cullberg) создала свою труппу – Cullberg ballet,- которая получила всемирную известность. А продолжателем Брижит Кулльберг, а также традиций танца-модерн в Швеции стал ее сын - Матс Эк. Этот балетмейстер создал свои версии балетов «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Кармен». Продолжая традиции своей матери, он разговаривает со зрителем исключительно на языке танца модерн. «Жизель», созданная в 1982 г., явилась на сцену в совершенно необычном облике. Премьера прошла триумфально. С тех пор балет считается современной классикой, хотя его лексика абсолютно противоположна традиционной. Из Швеции «Жизель» перекочевала на самые респектабельные мировые сцены – в миланский La Scala, в Баварский национальный оперный театр. Opera de Paris несколько сезонов подавала этот спектакль вместе с традиционной «Жизелью». А в октябре 1999г. шведская труппа «Cullberg Ballet», которая является на сегодняшний день одной из самых знаменитых, показала свою «Жизель» на сцене Большого театра. Каждый балет Грэм имеет философский смысл, несет идейную или эмоциональную нагрузку. Пять танцев Марты Грэм, созданные в различные периоды - пять этапов ее творчества. Вдохновением для их создания послужили различные источники. «Кающийся» относится к раннему периоду творчества Грэм. Вдохновением для этой работы послужили местные американские обычаи. Достаточно длительное время Марта Грэм провела на юго-западе Америки. Она изучала национальную культуру страны, проявляла интерес к индейской и мексиканской тематике. Но ни одна из ее постановок не переносит подлинные ритуалы на сцену. Все ее балеты оригинальны, сюжеты заново переосмыслены постановщицей и несут сильную творческую и идейную энергию. Балет поставлен в 1940 г. Костюмы созданы Мартой Грэм. Декорации - Исаму Ногучи. Музыка написана Луисом Хорстом. «Кающийся» относится к тем постановкам Грэм, которые рассказывают истории, которые можно прочесть как книгу. Это балет о жизни национального американского народа: о любви, о работе, о радости, о грехе и о наказании. Балет построен во многом на национальном американском фольклоре, на пантомиме, на выражении естественных чувств и эмоций. Хореография «Кающегося» очень проста. Она еще не отточена, находится в зачаточном состоянии по сравнению с современной хореографией модерна. Грэм использует скользящие шаги с пятки по VI позиции, маленькие и большие прыжки по VI позиции (pas de chat, sissone ferme), контракции и падения, естественные движения, заимствованные из жизни, джазовые движения корпуса и бедер. Здесь нет туров, больших батманов. Велико значение пантомимы. Жест передает эмоциональное состояние танцовщиков, а также имеет повествовательное значение (Кающийся обращается с мольбой к небу, бьет себя плетью, Христос указывает путь рукой, Мария предлагает яблоко). Далее в своих исканиях хореографа, а также педагога, Грэм будет разрабатывать новые пространственные и динамические возможности жеста и человеческого тела. Повествовательное значение «Кающегося» преобладает над хореографическим. «Шаги на улице» - самая ранняя постановка этой программы (1936). Музыка написана Валлингфордом Риггером. Балет создан в тот же период, когда Пикассо написал «Гернику». Это огромное панно - протест художника против разрушения маленького города басков, уничтоженного за одну ночь фашистской авиацией. Но разрушение Герники, запечатленное художником, - это не только трагическое выражение отчаяния перед преступлениями фашизма, но и протест против бесчеловечного современного общества. Идея постановки вызвана у хореографа депрессией США 30-ых годов. Хаотичность окружающего мира, безумство и бешеный жизненный ритм, изоляция людей друг от друга порождают отчаяние, опустошение в человеческих душах, сердцах, умах, в искусстве и в жизни. Все это Грэм выразила в хореографии. «Шаги на улице» - это метафора, аллегория. На темную сцену с разных сторон под шум шагов вместо музыки спиной выходят танцовщицы, одетые в черные платья. Так постановщица выражает идею разрозненности и изоляции людей друг от друга. Прерывистый крадущийся шаг, согнутая, приложенная к подбородку рука, взгляд через плечо создают ощущение напряжения и опасности. Шаги через сопротивление, резкие отрывистые движения танцовщиц, резкие жесты, качающиеся движения маятника рождают ассоциации с машинами. Хореограф строит композиции, подобные каким-то механизмам. Бешеный жизненный ритм, хаотичность внешнего мира и изоляция опустошают души, превращают людей в роботов. Хореограф использует также жесты: обе руки резко вытягивающиеся наверх или вперед выражают просьбу или протест, складывающиеся медленно над головой и опускающиеся вниз - желание закрыться и защититься. «Шаги на улице» создают ассоциацию также с войной. Танцовщицы то превращаются в солдат, роющих окопы, то в жен и матерей, плачущих и скорбящих. В хореографии присутствуют сбрасывающие движения корпуса, подобные свингу: сначала энергия накапливается всем телом, а потом выбрасывается. Такое движение рождает ассоциацию с человеческим протестом, с желанием освободиться, сбросить с себя то, что мешает свободно жить. М.Грэм заканчивает постановку построением композиции, напоминающей стройный четкий слаженный механизм (одна танцовщица в центре группы совершает качающиеся движения корпусом вперед и назад, подобно маятнику, остальные танцовщицы, выстроенные в несколько линий друг за другом, движутся отрывистыми шагами вперед). «Развлечение ангелов» Нормана делло Джойо создан в 1948 г. Это балет о человеческих чувствах, о трех разных аспектах любви, трех ее составляющих, трех разных сторонах. М.Грэм создает три образа, сущность которых она раскрывает с помощью цвета и хореографии. Белый - для любви, основы жизни, любви, которая стоит на доброте и гуманности. Это чувство, возникающее между зрелыми людьми, оно приходит на смену страсти. Красный - символ эротичной любви, юной. Это первое яркое чувство, вызывающее возбуждение и страсть. Желтый символизирует свободную любовь, освобожденную от норм и предрассудков. Вдохновением этой постановки послужило первое посещение Грэм института Искусств в Чикаго. Большое влияние на нее оказали картины Матисса, Пикассо и Кандинского. Ее поражает красота окружающего мира, раскрытая с помощью чистых красочных пятен (синих, зеленых, желтых), насыщенная солнечным светом, контрастных, но гармонично уравновешенных, Она решает создать постановку исполненную такой же жизнерадостности и ликования. «Развлечение ангелов» - абстрактный образный танец. Эта постановка показывает как техника танца-модерн усовершенствовалась и продвинулась вперед. Велико влияние и проникновение классического балета. Наряду с параллельными используются выворотные позиции. Присутствуют классические arabesque, attitude, классические прыжки (sissone fermee, pas de chat, grand pas assemble, grand pas jete), большие батманы, ронд, высокие полупальцы. Появились туры со смещенной осью, с открытой в сторону или назад ногой, туры и прыжки в контракции. Стали более усовершенствованы падения на пол. Танцовщики падают совершенно бесшумно и, как кажется, без какого-либо препятствия, совершенно естественно. Контракция приобретает больший смысл для эмоционального выражения. «Развлечение ангелов» стоит на более высокой ступени, чем два предыдущих балета. Здесь участвуют три дуэта и кордебалет мужской и женский. Танцы кордебалета являются фоном, повторяют хореографическую тему каждого из ангелов. «Кленовый лист» - это последний законченный балет Марты Грэм, поставленный в 1990 г. Костюмы создал Калвин Кляйн, декорации - Исаму Ногучи. Действие на сцене идет под живой музыкальный аккомпанемент. Это балет-шутка, в котором происходят различные отношения между современными юношами и девушками, между несколькими влюбленными парами. Создается чудесное сочетание музыки Скотт Джоплин и хореографии Грэм, пронизанной тонким юмором, а также актерской игры танцовщиков. Техника танца-модерн достигает своего наибольшего развития. Она представляет собой синтез классики, современного танца, а также акробатических элементов. Труппа и школа Марты Грэм является одной из наиболее известных в Америке, а также за ее пределами.
Список используемых материалов и литературы:
1. Видеокасета «Five dances by Martha Graham» M.G. dance company Chreography: Marhta Graham Director: Peter Mamford Filmed in 1991 at the Palais Garnier, Paris 2. Балет. Энциклопедия. - М. - Советская энциклопедия, 1981. 3. Robert Cohan The dance workshop. - 1986 by Gaia Books Ltd., London. - 192 c. 4. Sandra Cerny Minton, Ph. D. Modern dance: body and mind. - 1991 by Morton Publishing Company, Englewood, Colorado, USA. - 122 c. 5. Татьяна Кузнецова «Совсем безумная Жизель». – «Коммерсантъ», 1999, 7 октября (№183) 6. Виолетта Майниеце «Швед с душой испанца». – «Культура», 1999, №34 7. Мари-Клод Пьетрагалла «Базой современных хореографов является классика». – «Балет», 1994, №6 8. Светлана Сливинская «Стремление к запретному». – «Окно в Европу», 1994, №11-12 9. Нижинская Б. Ф. Ранние воспоминания. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. (Ballet Russes). Ч.2. – 1999. – 319 с.
7 февраля 2019 в 19:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.